Еще один Фоменко, или реквием по тверской филологии
Орлицкий Юрий Борисович
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Учебно-научного центра мандельштамоведения Института филологии и истории РГГУ.
Опубликовано: 27.02.2017
В рамках спецпроекта: Наука и образование

Сначала – короткая биографическая справка: Игорь Владимирович Фоменко родился 26 мая 1937 года в Ростове-на-Дону. В 1959 году окончил Ростовский государственный педагогический институт, вместе с женой работал в школе в Сибири учителем, затем в Театральном училище Новосибирска, на Новосибирском телевидении, после чего поступил в аспирантуру МГУ и защитил первую в России диссертацию по творчеству Бориса Пастернака. 

С 1969 года работал преподавателем в Калининском педагогическом институте. В 1990 году защитил докторскую диссертацию «Поэтика лирического цикла». В 1994 году возглавил кафедру теории литературы Тверского госуниверситета.

В 2007 году И.В. Фоменко уехал в Нью-Йорк по семейным обстоятельствам, но продолжал заниматься наукой и поддерживал контакты с родной кафедрой. Скончался И.В. Фоменко 29 сентября 2016 года в Нью-Йорке.

Думаю, для большинства наших сограждан в этой справке нет ничего сверхординарного: разве что география перемещений очень широка. Но ведь есть у нас и люди военные, для которых перемещение из Ростова в Сибирь, а оттуда – в Тверь – вещь вполне привычная.

Но не в географии тут дело, а в личности, точнее – в ее масштабе. В том, как много успел сделать Игорь Владимирович Фоменко для нашей науки, причем в основном – в те самые тринадцать лет, когда он был заведующим кафедрой теории литературы в Тверском университете.

Вообще, теоретическая кафедра в провинциальном вузе – дело удивительное: в советское время по теории можно было защищаться только в МГУ, в ИМЛИ и в Тарту, больше достаточного количества теоретиков литературы (а значит и соответствующих кафедр) не было нигде. Редкая научная специальность, хотя совершенно необходимая. Фоменко пошел на раздел кафедры литературы и создал новую, забрав с собой только молодежь – тогда, в 1994 году такое было возможно, провинциальные филологи не делили ставки на десятые доли, чтобы не остаться на улице, как сейчас.

Приехав в 1969 году в Тверь в поисках работы, Игорь Владимирович, как он сам вспоминал, увидел на низкорослой тогда привокзальной площади огромный, в несколько домов высотой, рекламный щит: «Начните день с какао!» «Это мне подходит, - сказал он жене, - будем здесь жить». А спустя полтора десятка лет постепенно начала создаваться Кафедра.

Сегодня ее воспитанники работают в Америке и Канаде, Финляндии и Китае, в Москве - то есть, в полном смысле слова, иных уж нет, а те – далече. Практически все занимаются теорией литературы, то есть изучением и описанием не конкретных имен и произведений, а тем, как устроена литературы и ее составные части. Проще говоря – поэтикой , новой отраслью филологической науки, возникшей в конце 19-го и расцветшей в начале 20 века трудами Тынянова, Эйхенбаума, Жирмунского, Томашевского, Шкловского.

На Кафедре начали проводиться регулярные конференции, суда потянулись лучшие умы из столиц и других провинциальных вузов, филологи из Польши, Германии, Канады, других стран, а тверские теоретики в свою пустились в научные странствия по миру (тогда понятия «научная мобильность» еще не придумали): помню карту мира, утыканную флажками, на стене кафедры, которую фоменковская молодежь с гордостью показывала гостям.

Потом в Тверь начали приезжать современные поэты и прозаики, которые очень любят слушать про себя, особенно если умные речи. А интерес к современной литературе как объекту научного осмысления – это ведь тоже оттуда, из начала 20 века, от Тынянова, Якобсона и компании, утверждавших, что современную науку надлежит строить не только на классике, но и на живом современном материале.

Сложились свои направления: теория цикла, практическая поэтика текста, мифопоэтика, поэтика драмы, бродсковедение, научное изучение рок-поэзии. В общем, возникла школа, подобной которой тогда не было (и сейчас, наверное, нет) ни в одном вузе страны. Да и мира, я думаю, тоже.

А в 2007 году Фоменко пришлось уехать из Твери по объективным причинам. Вскоре подоспели реформы высшей школы, главным итогом которых стало сокращение программ и штатов. В Твери бились до последнего, дели ставки, чтобы не терять команду. До поры до времени получалось, и уникальную кафедру удалось-таки спасти. Но это была уже не та кафедра!

Да, на ней продолжают работать ученики Фоменко, они исповедуют его принципы, дают студентам его «Практическую поэтику» и прекрасные кафедральные книги, готовят новых аспирантов, но… но сегодня их можно пересчитать по пальцам.

Разумеется, есть в университете и другие филологические кафедры, на которых тоже работают прекрасные ученые: пушкинисты, специалисты по литературе 19 века, фольклору и т.д. Но Фоменко здесь больше нет!

Одним из любимых детищ Игоря Владимировича была конференция «Поэтика текста». В этом году ученики решили посвятить ее  памяти учителя. В Тверь съехалось четыре десятка лучших теоретиков литературы из Москвы, Петербурга, Томска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа; Кракова, Хельсинки, Лодзи, Велико Тырново. Два полных дня в разных залах Тверской областной библиотеки шли заседания, которые, как повелось в Твери, сопровождались бурными дебатами: здесь привыкли делать доклады не для отчета, а ради приближения к научной истине.

Наверное, у организаторов получится прекрасный итоговой сборник. Жаль только, что в нем не будет доклада Фоменко – тончайшего знатока литературы, мастера филологического анализа, убежденного и умеющего убедить всех, что в тексте нет ничего лишнего, что читать и понимать его надо от корки до корки, до самой маленькой детали, до предлога и запятой…

Другие статьи этого раздела

Все статьи
Поддержка сайта Nowmedia