Военное сотрудничество Белоруссии с Западом – насколько это реально
Васильев Евсей Владимирович
Кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ
Опубликовано: 29.11.2016
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

В настоящее время наблюдается явная тенденция на интенсификацию контактов Беларуси с США и Евросоюзом. Точкой отсчета в сближении позиций Минска с Брюсселем и Вашингтоном, как ни странно стал украинский кризис. Как известно, несмотря на заявления Александра Лукашенко о том, что «де-факто Крым стал частью России», Республика Беларусь на официальном уровне так и не признала полуостров в качестве субъекта Российской Федерации.

Благодаря умеренной позиции белорусского руководства, Минск стал площадкой для проведения переговоров в «нормандском формате». Позиция белорусского лидера была воспринята на Западе в качестве сигнала о готовности возобновить сотрудничество, прерванное после введения против белорусского руководства западных санкций в 2010 г.

Еще одним позитивным сигналом Западу можно считать результаты парламентских выборов в Белоруссии, состоявшихся 11 сентября 2016 г. По итогам голосования впервые за 12 лет депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь стали сразу две представительницы белорусской оппозиции. Впрочем, их роль в белорусском парламенте весьма декоративна и призвана, скорее, показать наличие в стране демократических преобразований.

Однако наиболее убедительным доказательством сближения Белоруссии с Западом стала активизация сотрудничества в военной сфере.

Так, с 28 по 30 марта 2016 г. в Минске с официальным визитом находился заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер. Одним из итогов переговоров стало решение об обмене военными атташе по совместительству. В сентябре стало известно о встрече М. Карпентера с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем на полях саммита Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Стороны еще раз обсудили вопросы организации взаимодействия Белоруссии с США в военной сфере, а также налаживание прямого диалога между военными ведомствами двух стран в условиях «нарастания напряженности в восточноевропейском регионе».

Месяц спустя, 21 октября 2016 г. в Вашингтоне были приняты Совместное заявление о сотрудничестве между министерством обороны Республики Беларусь и министерством обороны США и План двустороннего военного сотрудничества на 2017 год. При этом содержание самих документов засекречено.

В российском экспертном сообществе шаги белорусских партнеров оценили неоднозначно. По мнению ряда экспертов, руководство Белоруссии решило «немного подстраховаться» от возможных последствий избрания президентом США Х. Клинтон, намеревавшейся усилить давление на Россию.

Однако 24 ноября 2016 г., уже после победы на американских выборах Д. Трампа, стало известно, что министерство обороны Республика Беларусь подписало План мероприятий военного сотрудничества на 2017 г. с министерством национальной обороны Республики Польша. И, судя по всему, заключение подобных соглашений со странами-участниками блока НАТО будет продолжено. Следующая на очереди, вероятно, Литва.

Причины столь неординарных шагов со стороны Белоруссии, будучи союзником России и членом ОДКБ, отчасти проясняются в докладе белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований «Беларусь в контексте противостояния Россия-НАТО».

В частности, авторы доклада, один из которых является экс-сотрудником Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, рекомендуют белорусскому руководству продолжить реализацию многовекторной внешней политики, нацеленной на нормализацию и дальнейшее развитие отношений с Евросоюзом и США. Кроме того, по мнению авторов, на сотрудничестве с НАТО должна также основываться работа по предотвращению «гибридных» военных угроз независимости и территориальной целостности республики извне. Последнее утверждение представляется явной отсылкой к украинскому кризису.

Но и это еще не все. Согласно докладу, чтобы не быть втянутой в военно-политическую конфронтацию между Россией и НАТО, Белоруссии необходимо создать некий «региональный механизм по укреплению доверия и транспарентности в военной сфере», предполагающего предварительное информирование о любых военных активностях. В механизм предлагается включить соседние страны, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Другими словами, предлагается информировать НАТО обо всех без исключения действиях российско-белорусской объединенной группировки войск, например. Возникает закономерный вопрос: как предложение авторов доклада отчитываться перед НАТО соотносится с их же рекомендациями по сохранению национального суверенитета?

Впрочем, авторам доклада и такая мера показалось недостаточной. По их мнению, необходимо вовсе избегать проведения «масштабных» совместных военных учений, а также военных учений «в сценарии которых закладываются явные наступательные элементы». Далее приводится пример стратегических учений Союзного государства России и Белоруссии «Запад» в 2009 и 2013 гг.

В этой связи, целесообразно привести и другой пример – в июне 2016 г. на территории соседней Польши стартовали крупнейшие со времен холодной войны военные учения «Анаконда», участие в которых приняли свыше тридцати тысяч натовских военных, в том числе десять тысяч американских солдат. Для сравнения, в российско-белорусских учениях «Запад-2013» было задействовано около десяти тысяч военнослужащих. Немаловажно, что декларируемая цель «Анаконды» – противостояние все тем же «гибридным» военным угрозам.

Заканчивается доклад необходимостью изменения белорусского общественного мнения, «новой нормой» для которого должны стать такие аспекты, как «независимая многовекторная внешняя политика», «ответственная внешняя и военная политика», предполагающая неучастие в эскалации напряженности в регионе, а также «отказ от размещения иностранной (российской, очевидно) военной инфраструктуры». Более того, вышеперечисленные аспекты «новой нормы» белорусского общественного мнения должны более последовательно освещаться в информационном пространстве.

Другими словами, авторы пришли к парадоксальному выводу. По их мнению, для практической реализации своих рекомендаций по активизации военного сотрудничества с НАТО, простого ограничения военного сотрудничества с Россией было бы недостаточно. Для этого необходимо менять общественное мнение большинства белорусов, ведь окончательный выбор с кем дружить, а с кем нет, будет за белорусским народом.

Поддержка сайта Nowmedia