О безопасности на Корейском полуострове
Васильев Евсей Владимирович
Кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ
Опубликовано: 17.07.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

Вопрос обеспечения безопасности на Корейском полуострове существенно обострился на фоне высказываний постоянного представителя США при ООН Никки Хейли, заявившей о том, что Соединенные Штаты могут применить военную силу против КНДР.

Между тем, попытки Вашингтона оказать давление на Пхеньян таким способом не в состоянии привести к существенным изменениям риторики и действий Севера.

На этом фоне показательным является провал принятого Пекином курса по ужесточению политики на северокорейском направлении, не приведшего к значительным успехам в процессе склонения Пхеньяна к отказу от развития ракетно-ядерной программы (успехом которой явились символические испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Хвансон-14» в день независимости США). 

Так, начиная с апреля 2017 г. китайские компании отказались от закупок угля в КНДР под предлогом соблюдения санкций ООН. Отказ в выгрузке северокорейского угля в портах КНР получили как грузоперевозчики, так и отправители продукции. К примеру, в порту г. Нампхо (провинция Пхёнан-Намдо, КНДР) скопилась крупная партия угля, от которой, вопреки ранее достигнутым договорённостям, отказалась китайская сторона.

Примечательно, что запрет на импорт угля из Северной Кореи действует в КНР с 19 февраля 2017 г. в качестве ответной меры на проведение Пхеньяном испытания баллистической ракеты «Пуккыксон-2» (12.02.2017). Однако до недавнего времени китайским предпринимателям удавалось осуществлять поставки в обход данного ограничения за счёт коррупционной составляющей в работе таможенных органов провинции Ляонин, закрывавших глаза на необходимость соблюдения норм международного права в угоду интересам китайского бизнеса.

Помимо этого, в апреле 2017 г. Пекин приостановил полёты государственной авиакомпании «Air China» по маршруту «Пекин-Пхеньян», а также «знаково» не направил в КНДР своего официального представителя для участия в праздничных мероприятиях по случаю 105-летия со дня рождения Ким Ир Сена.

Кроме того, в приграничных провинциях Ляонин и Цзилинь местные власти вынудили местных бизнесменов, работающих в рамках совместных предприятий, отказаться от заключения новых контрактов на ввоз товаров с территории КНР в Северную Корею.

Спровоцированный этим рост антикитайских настроений в руководстве КНДР привел к появлению публикаций в северокорейских СМИ с критикой «недружественной» политики Пекина.

Однако же несмотря на все меры, предпринятые Пекином с целью оказать давление на Пхеньян и подтолкнуть его отказаться от развития ракетно-ядерной программы, указанный курс не возымел действия.

В связи с этим, возникает вопрос: а смогут ли США оказать влияние на КНДР, если уж у ближайшего соседа это не получилось? Равно как появляется и еще один: а позволит ли сам Китай начать военную операцию вблизи своих границ и создать предпосылки для потенциального (хоть и маловероятного) появления американских баз на территориях, являющихся своего рода буферной зоной вот уже на протяжении без малого 68 лет.

Отсюда и созревающие сами собой ответы приведут многих к умозаключению о пустословии американской политики и отсутствии реальных перспектив развязывания военных действий Соединенными Штатами на территории Корейского полуострова. 

Поддержка сайта Nowmedia