Вечно оппозиционная: «Альтернатива для Германии» не станет правящей партией
Погорельская Светлана Вадимовна
Кандидат политических наук, Доктор философии (Германия), старший научный сотрудник ИНИОН РАН, старший научный сотрудник. Институт Европы РАН
Опубликовано: 14.03.2017

Партия Альтернатива для Германии необходима стране и станет составной частью политической системы Германии, однако в правительство ее не пустят 

«Это не альтернатива для Германии, это позор для ФРГ…» -  в своем отношении к партии «Альтернатива для Германии» Мартин Шульц, новый лидер германских социал-демократов, следует ставшей уже привычной традиции: он не просто дистанцируется от этой партии, он создает эту дистанцию вербальным пинком. Отношение официальной политики к АдГ с момента ее создания в 2013 г. настолько неестественно и невротично, что наводит на мысль о политтехнологиях.

Неоправданная по мощности критика, сопровождавшая возникновение этой партии в СМИ, способствовала ее раскрутке.  Упоминания, что среди ее основателей – именитые профессора и экономические элиты, отделяло ее от простонародных, маргинальных неонаци и привлекало к ней буржуа. Сообщения о «перебежчиках» из депутатского корпуса ХДС и СвДП призваны были показать солидность новой партии. А интересная «утечка материалов», странным образом единовременно произошедшая на заре ее возникновения из политических фондов Аденауэра, Эберта и Науманна и «случайно» попавшая во все крупные СМИ, показала гражданам, что традиционные политические партии, на словах демонстрировавшие всяческое пренебрежение к своей новой сопернице, на самом деле относятся к ней вдумчиво и серьезно. Становилось очевидно, что новая правоконсервативная и праволиберальная партия, объединяющая евроскептические силы, на самом деле очень желанна для тех сил, чьим противовесом она якобы является.

Действительно, АдГ, основанная консервативными и либеральными элитами, покинувшими свои партии в ходе финансового кризиса и битв за «спасение евро», удачно заполнила тот вакуум правее ХДС/ХСС, который сложился в партийной системе ФРГ в силу ее исторических особенностей: там, где у других европейских стран располагались право-буржуазные, правопопулистские участники демократического процесса, у немцев были политически нерукопожатные ультра-правые.  Евроскептицизм в Западной Германии был политически маргинализирован. Ликвидируя с созданием АдГ остатки западногерманских «исторических табу», ФРГ приблизила свою политическую систему к партийным системам других европейских государств, где партии, скептически относящиеся к различным аспектам европейской интеграции, давно уже не «альтернатива», а повседневность.

Новая партия начала свой победный марш в полном осознании своей вечной оппозиционности. «В оппозиции мы останемся до тех пор, пока не найдется еще одна партия, желающая изменить политику Германии в ЕС», - говорил ее основатель, профессор Бернд Луке (ныне покинувший АдГ). Среди традиционных партий такого желания нет, а от ультра-правой НДПГ партия решительно отмежевалась.

АдГ вобрала в себя евроскептические силы из традиционных партий, освободив таким образом эти партии от влиятельных внутренних критиков и оказав тем самым услугу их лидерам, но в то же время покусилась на симпатии их избирателей. Миграционный кризис 2015 г., в котором АдГ изначально отвергла курс правительства и потребовала ограничить иммиграцию, помог ее политическому восхождению. Она оттянула на себя практически весь антиевропейский протестный электорат, который с социальной и политической точки зрения был чрезвычайно пёстр. Ей отдают свои голоса немцы из социальных низов, симпатизировавшие НДПГ. К этому «простонародному» протестному электорату добавляется вся ПЕГИДА (движение «Патриотические европейцы против исламизации Окцидента») с ее гражданско-либеральным, интеллектуальным и еврейским компонентом («евгида»).  АдГ политически обескровила пёстрые антиправительственные силы, аккумулировав в себе суть их протестов.

Таким образом, АдГ не просто легализовала евроскептицизм в Германии, но и увела его в вечную оппозицию, лишив возможности участия в политическом процессе в рамках правящих партий.

Ибо, несмотря на ее успехи на выборах в ландтаги федеральных земель, в правительство ей не попасть. Смены власти не состоится. Вероятные 20%, которые получит АдГ на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг, не приведут ее во власть, поскольку никто из традиционных партий не будет вступать с ней в коалицию. Левая – слева и АдГ – справа образуют два сильных оппозиционных крыла. Однако политическая система ФРГ дает возможности отсекать нежеланные партии от государственной ответственности. Традиционные силы пойдут ради этого на мыслимые и даже на ранее немыслимые варианты коалиций, вплоть до «черно-красно-зеленой» (ХДС/ХСС, СДПГ, Зеленые) – такая коалиция уже опробуется сейчас на земельном уровне в земле Саксен-Анхальт. 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Другие статьи этого раздела

Опубликовано: 10.05.2017
Опубликовано: 24.04.2017
Опубликовано: 21.04.2017
Опубликовано: 21.04.2017
Все статьи
Поддержка сайта Nowmedia