Цена вступления Черногории в НАТО
Шарац Зорка
Студентка Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ
Опубликовано: 11.05.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

Большой интерес стран к вступлению в НАТО особенно вырос после распада Варшавского договора, несмотря на то, что именно после распада альянс утратил суть своего существования. Причем наибольший интерес относительно вступления в НАТО в последнее время стали испытывать именно страны бывшего Варшавского договора. 

В период холодной войны НАТО функционировал, как организация дефензивного характера из-за потенциальных угроз со стороны СССР, но последние годы показывают, что североатлантическая организация получила офензивный характер, даже не уважающий международное право и резолюции ООН.  Этому свидетельствует агрессия НАТО на территории Союзной Республики Югославии в 1999 году, при которой нарушено международное право и показана суть этой организации в новой эпохе – это “принудительная демократизация.”  

Но несмотря на НАТО “гуманитарную интервенцию” в виде бомбардировок, уничтожения инфраструктуры с ущербом в 100 млрд. долл, применение снарядов с обедненным ураном, который до сих пор выражается в виде повышенного роста заболевших раком на территории СРЮ – жертва такой “демократии” - Черногория, во главе с Милом Джукановичем сегодня говорит о преимуществах и значимости той же самой организации, которая привлечет иностранные инвестиции, улучшит экономическую ситуацию в этой стране, обеспечит стабильность в регионе и защитит Черногорию от внешних врагов, как будто НАТО не военная, а гуманитарная организация. Пожалуй, Черногория входит в НАТО, чтобы защититься от НАТО. Следует отметить, что Джукановичу мало почти 30 лет правления, чтобы сделать Черногорию стабильной и возникает вопрос: если ситуация в Черногории настолько плохая, почему он так долго находится у власти?

Некоторые аналитики нашли ответ во вступлении Черногории в НАТО. Большая часть народа этого государства и оппозиционные партии в скупщине Черногории решительно выступают против этой организации из-за агрессии НАТО в 1999, но не имеют возможности через референдум остановить процесс НАТО-интеграции, к которой правящая власть так стремится из-за собственных интересов, чтобы сохранить свое завидное положение и власть. Черногория сталкивается с политическим кризисом особенно после последних парламентских выборов которые состоялись 16 октября 2016 года.  Этому свидетельствует невозможность правящей партии и оппозиционных партии прийти к национальному консенсусу, который по словам одного из лидеров крупнейшего оппозиционного блока (Демократического фронта), очень важен. Один из лидеров этого блока, Андрия Мандич, основатель Новой сербской партии уже озвучил идею о проведении референдума по поводу вступления в НАТО, в случае если этот вопрос режим в Подгорице решит на уровне власти, не спрашивая граждан.  Небойша Медоевич, член Демократического фронта (ДФ) считает, что политическая система в Черногории парализована, скупщина не функционирует должным образом из-за злоупотребления полномочиями Прокуратуры Черногории против ДФ во время парламентских выборов и это приводит к нестабильности в государстве.

 Лидер правящей Демократической партии социалистов Черногории, Мило Джуканович, уже известен из-за своей насыщенной криминальной биографии начиная с нелегального перемещения табачных изделий в Италию. Несмотря на обвинения итальянской прокуратуры за незаконные дела, в которые был вовлечен Джуканович, процесс против него был закрыт, когда Черногория оценена как “идеальный кандидат” для вступления в НАТО, имеющая ключевое значение в расширении демократии на территории Балкан.

Процесс отказа от вступления этого государства в североатлантический альянс всеми силами запрещается со стороны власти. Неправительственные организации, которые борются против актуального режима и выступают за нейтралитет Черногории, сталкиваются с множеством проблем, даже с арестами. Один из противников актуальной власти, основатель Движения за нейтралитет Марко Милачич, оценивает вступление в НАТО, как антидемократический шаг против интересов народа страны, который совершает криминальная власть. По его словам, 84% граждан считают, что референдум следует провести. 

Насколько далеко актуальная власть может идти показывает факт, что министр обороны Черногории, Предраг Бошкович, запретил почтить память жертв агрессии НАТО во время бомбардировок на  территории казармы Даниловграда, однако, при этом он торжественно отметил день основания  НАТО (4 апреля), и заявил, что это станет традицией в Черногории и что Черногория впервые думает о себе, своем будущем и безопасности своих граждан, вступая в НАТО. Судя по заявлению министра обороны кажется, как будто династия Негошей не думала о будущем Черногории, и поэтому Мило Джуканович и его  «компания» переживают за судьбу своего народа. Или все-таки переживают за свое положение и таким образом готовы на все ради одной цели, даже на неуважение традиции собственного государства и на неуважение прав граждан? Здесь власть Черногории впервые думает только о себе. О какой демократии идет речь, если народ не имеет права выразить свою волю, ведь именно народ будет терпеть последствия вступления в НАТО? Разве Джуканович со своими сторонниками евроатлантической интеграции собирается поехать в Авганистан, Сирию и другие зоны конфликтов на вызов НАТО?  В любом случае, военные могущества Черногории бедны, число военных с каждым годом уменьшается (за последние 10 лет уменьшилось в 10 раз) и сегодня, по словам Мирослава Лазанского, военно-политического аналитика, число военных составляет примерно 300. Это что, Спарта? Смешно говорить о нужности Черногории в этом альянсе из-за ее армии.

Народ готов протестовать, поскольку не имеет права голоса. Если говорить о протестах против власти во главе с Джукановичем, то народ протестовал не один раз, требуя отставки правительства, роспуска скупщины, проведения демократических выборов из-за недовольства состоянием экономики страны, несправедливо проведенной приватизацией и вступлением в НАТО.  Власть в Черногории обвиняет Москву и “великосербских националистов”.

В Словении вопрос вступления в НАТО был решен на референдуме, и Словения может говорить о демократии в отличие от Черногории. Хорватия и Албания, которые вступили в 2009 году в НАТО, не нуждались в референдуме, поскольку известно, насколько США влияют на внешнюю политику этих стран. Посол РФ в Сербии Александр Чепурин оценивает вступление в НАТО стран Балкан без согласности народа, как главный фактор нестабильности в этом регионе. Поскольку власть в Черногории считается слишком коррумпированной из-за лидера этой страны, некоторые аналитики считают, что Джуканович посредством процесса вступления в НАТО обеспечивает поддержку  Запада и пытается остатся у власти. Судьба одного человека, лидера Черногории важнее чем судьба всех остальных и это “демократия”.

Председатель Совета министров Албании Еди Рама заявил, что в Черногории он чувствует себя как в Албании, и сейчас, с учетом последних событий, это заявление вообще не удивляет. Кажется, что Рама доволен, поскольку проект Великая Албания дошел до границ Черногории - Улциня и Бара.  Сам народ Черногории будет чувствовать себя, как в Албании поскольку их лидер Джуканович признал Косово как независимое государство уже в 2008 году. Отношения между Сербией и Черногорией уже долгое время испытывают трудности, еще со смены власти Слободана Милошевича. Именно с этого периода начался процесс отделения Черногории при полной поддержке Запада. Если говорить о факторе нестабильности на территории Черногории, то еe территориальность пока  никто не нарушал кроме тех, кто не признает нынешнею границу Косово с Черногорией, считает Мирослав Лазански, военно-политический комментатор.

Что касается территориальных границ Черногории, то она их определила националистической пропагандой Джукановича уже в 2006 году  выходом из союза с Сербией, что привело к абсурдному разрыву двух братских народов.

По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, главными врагами этой военной организации на данный момент являются  Российская Федерация и Исламское государство. Главные неправительственные организации которые, выступают за вступление в НАТО, на территории Сербии и Черногории имеют несколько задач, одна из них – показать РФ как врага. Примером служит Центр евроатлантических исследований (CEAS), директор которого Елена Милич считает, что основной задачей РФ на территории Западных Балкан является приостановление процесса стабилизации и демократизации. Центр проводил не один раз антироссийские конференции при поддержке Rockefeller Brothers Fund и Посольства США в Сербии.

"Членство в НАТО даст Черногории возможность участвовать в формировании политики НАТО и станет сигналом, что двери альянса остаются открытыми", - сказал генсек НАТО.

Кажется, что Столтенберг не замечает, что расширение НАТО приводит к конфликтам с РФ, и один из примеров - именно Черногория. Процесс ее вступления в НАТО намного ухудшил отношения с РФ,  которая в последние годы считалась самым большим инвестором в Черногории. Но это не помешало Джукановичу ввести санкции против России, поскольку контрсанкции со стороны РФ повлияют не на его личный бюджет, а на бюджет большинства народа. Даже в попытке покушения на Джукановича во время парламентских выборов 16 октября 2016 года обвинена РФ.  Многие аналитики оценивают это как попытку власти оправдать свою идею присоединения к НАТО и провести регулярную фальсификацию выборов, которая характерна для них. Власть в Черногории как будто не смогла придумать более убедительный сценарий для того, чтобы оправдать свои поступки. Антироссийская кампания растет и почти заканчивает свой круг на Балканах. Черногория – ключевая страна в этой пропаганде и таким образом полностью окружает Сербию, которая якобы балансирует ради стабильности в регионе. Как можно говорить о стабильности Сербии, когда после вступления Черногории в НАТО она будет окружена антироссийски настроенными странами (за исключением Республики Сербской)? В таком окружении невозможно говорить о военном нейтралитете. Черногория находится в глубоком политическом кризисе внутри своего государства и именно поэтому трудно говорить о ней как о факторе стабильности на Балканах.

Власть в Черногории, во главе с Джукановичем описана Дональдом Трампом во время его предвыборной кампании, как часть международного криминала, который торгует наркотиками и оружием. Возникает вопрос, почему тогда такое криминальное государство в этом же году одобрено Сенатом США и Трампом для вступления в НАТО? Разве НАТО не демократическая организация или все-таки она просто устарела?

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Поддержка сайта Nowmedia