Тихая смерть руководства Еврозоны
Опубликовано: 10.08.2016
В рамках спецпроекта: Закат Европы
Тихая смерть руководства Еврозоны

Иногда самое важное событие – это то, которое не происходит – или, если перефразировать Шерлока Холмса, это пёс, который не лает ночью. Отсутствие реакции государств, подписавших Пакт стабильности и роста, на бездействие Европейской Комиссии в Испании и Португалии – один из таких случаев.

Согласно правилам Пакта стабильности и роста, Комиссии следовало бы потребовать у Испании и Португалии выплаты штрафа в связи с тем, что они не достигли необходимых показателей бюджета (причем с огромным отрывом от согласованных значений). Штраф должен был быть чисто символическим, однако, кажется, Комиссия посчитала, что символизм того не стоит.

Не только Комиссия решила не подавать голос - остальная часть Европы также хранит молчание. Даже Германия, которая, подобно сторожевому псу, всегда строго следит за исполнением законов, не навострила уши. Министр финансов Вольфганг Шойбле призвал нескольких членов Комиссии не налагать штраф на Испанию и Португалию. Газета The German financial press, которая, кстати, часто критикует Европейскую Комиссию за политическую бескостность и расхлябанность, лишь неохотно зафиксировала событие.

Как объяснить эту тишину?

Для подобной финансовой мягкотелости в ЕС есть прецедент. В 2003-м году, все три крупные страны Еврозоны (Франция, Германия и Италия) имели дефицит выше 3-х % ВВП – это верхняя граница, установленная Пактом. В конце года стало ясно, что Франция и Германия (тогда с рекордно высокими показателями безработицы) не выполнили обязательств по сокращению дефицита.

Но, в отличие от ситуации сегодня, Европейская Комиссия тогда угрожающе зарычала (притом, что она не могла по-настоящему укусить). Она предложила расширить предписанный Пактом комплекс так называемых процедур сверхнормативного дефицита. Предложенные меры не повлекли за собой никаких штрафов - скорее, они сфокусировали внимание на этапе, предшествующему рассмотрению необходимости наложить штраф. Тем не менее, министры финансов ЕС выступили категорически против этого решения: в основном, по политическим причинам.  

Это событие заняло все первые полосы европейских газет, в особенности, в Германии, в которой пресса подвергла жёсткой критике правительство канцлера Герхарда Шрёдера из-за того, что оно не смогло защитить финансовую стабильность как в самой Германии, так и в Евросоюзе.  Были жаркие дискуссии о финансовых правилах и роли Комиссии в их осуществлении. Одним словом, все завыли, а Комиссия вопреки всему решила пойти напролом и публично осудить Германию и Францию. Этим решением она ясно дала понять, что серьезно относится к возложенной на нее ответственности регулировать соблюдение всех соглашений ЕС – настолько серьезно, что она настояла бы на исполнении даже тех правил, с которыми не согласна. Более того, тогдашний президент Комиссии, Романо Проди, жёстко критиковал закостенелость статей Пакта. Однако, в конечном счете, политические интересы взяли верх, и министры финансов отклонили предложение по назревшим реформам.   

Позднее министры вернулись к обсуждению статей Пакта, переведя внимание с дефицита на показатели общего состояния бюджета, которые более точно диагностируют состояние экономики стран Еврозоны. Комиссия приняла реформу, внеся ряд дополнительных изменений, каждый раз гордо заявляя о том, что Пакт стал более «гибким» и «умным», чем когда-либо.

На сегодняшний день Испания и Португалия не придерживаются новых, гибких правил. При этом нынешняя Комиссия во главе с президентом Жан-Клодом Юнкером разделилась во мнении на тех, кто считает нужным привлечь Испанию и Португалию к исполнению правил и тех, кто склоняется к проявлению мягкости. Вмешательство Шойбле, судя по всему, решило вопрос. Очевидно, что в части влияния политических соображений на строгое соблюдение правил мало что изменилось.

На самом деле, примерно в это же время, у Комиссии было больше власти преодолеть сопротивление министров финансов. в Европе вернулись к правилу «большинства голосов», согласно которому любое решение Комиссии о назначении штрафа считается принятым, если против не проголосуют две трети от общего числа голосов. Здесь можно отметить ключевое различие между нынешним положением и тем, что было в 2003-м году – обязательства Комиссии по исполнению правил Пакта больше не имеют действенного значения.

Относительная тишина общественности и СМИ проясняет ситуацию. Поддержка финансовых правил и привычных (традиционных европейских) норм ослабла. Вероятно, на фоне участившихся терактов, в особенности, в Германии и Франции, население и лидеры стран слишком заняты вопросами безопасности. Львиную долю внимания отвлек на себя Brexit. Во многих странах сохранение высокого уровня безработицы кажется более неотложной экономической проблемой, чем сокращение бюджетного дефицита.

Однако отказ в поддержке европейских финансовых законов представляет серьезные риски. Если традиционные правила в рамках управления Еврозоной не соблюдаются, что тогда заставит государства принять реформы и стабилизировать уровень огромных долгов? Увещевания не помогут. Кризис с его неоправданно высокими затратами на государства, живущие в долг, кажется, уже забыт.

Формально Комиссия все еще работает над реализацией проектов «непогрешимого» Европейского валютного союза. Однако вследствие решения Комиссии не настаивать на выполнении договоренностей по Пакту стабильности и роста, предпринимаемые усилия кажутся бессмысленными. Сейчас яснее ясного, что в приоритете стран-участниц ЕС - внутренние политические императивы, а не общепринятые правила и, как следствие, общее благо Европы.

Источник: https://www.project-syndicate.org/commentary/eu-fiscal-rules-not-enforced-spain-portugal-by-daniel-gros-2016-08


Другие статьи этого раздела

Опубликовано: 10.05.2017
Опубликовано: 24.04.2017
Опубликовано: 21.04.2017
Опубликовано: 21.04.2017
Все статьи
Поддержка сайта Nowmedia