Страны Азии и Африки: между постколониальным синдромом и неоколониализмом
Васильев Евсей Владимирович
Кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ
Опубликовано: 08.11.2016
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

Вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, миграционный кризис в Евросоюзе и другие последствия нестабильности международной системы спровоцировали новую волну дискуссий о неоколониализме.

Одни считают, что Запад сейчас сталкивается с последствиями проводимой им в прошлом колониальной и постколониальной политики, другие видят причины существующих международных проблем в стремлении Запада сохранить глобальное лидерство уже на современном этапе.

С одной стороны, мы можем наблюдать популярность волонтерского движения, цель которого помочь бывшим колониям преодолеть «постколониальный синдром» и научиться самостоятельно решать свои проблемы. По всему миру существует более 2 тысяч волонтерских организаций, крупнейшими из которых являются Корпус Мира и Добровольческая Организация ООН.

В первую очередь, речь идет об Африканском континенте. По оценкам заместителя Гуманитарного координатора ООН в Нигерии Питера Лумберга, в Африке продолжают голодать до 400 тысяч детей. 78% населения Мозамбика продолжают жить на $2 в день. При этом волонтерам удалось собрать только треть от запланированной помощи стране в 2016 году, и лишь четверть от необходимой продовольственной помощи. Однако причины гуманитарного кризиса в Африке в гражданских конфликтах и террористической деятельности нигерийской исламистской группировки Боко Харам, которые с трудом можно назвать последствиями колониализма.

С другой стороны, статистика миграционного кризиса в Европе свидетельствует о том, что всего за один год, с 2014 по 2015 гг., количество мигрантов увеличилось в 6 раз – с 300 тысяч до 2 миллионов человек! Основной поток беженцев составляют выходцы из Ирака, Ливии и Сирии, которые в той или иной степени пострадали от внешнего вмешательства США и их европейских союзников.

По оценкам Сирийского центра политических исследований, жертвами вооруженного конфликта в Сирии стали уже 470 тысяч человек, еще 1,9 миллиона ранено. Еще 6,5 миллионов сирийцев вынуждены были покинуть свои дома. Таким образом, от войны страдает половина всего населения страны. Убытки исчисляются миллиардами долларов. Однако вместо гуманитарной помощи, США израсходовали $384 миллиона из запланированных $500 миллионов, выделенных на подготовку сирийской «умеренной» оппозиции.

Другой характерный пример – Ливия. В частности, известно, что в период с 2011 по 2012 гг. ВВС НАТО выполнили в этой стране почти 30 тысяч боевых вылетов и нанесли ущерб инфраструктуре ливийских городов в $14 миллиардов. Еще $150 миллиардов с «замороженных» счетов Джамахирии в западных банках вскоре после убийства Муаммара Каддафи попросту исчезли. Для сравнения, гуманитарная помощь Ливии на восстановление города Сирт с 2012 по октябрь 2016 гг. составила всего лишь $121 миллион, сумму несоизмеримую со сверхдоходами активно осваивающих ливийские энергоресурсы американских и европейских ТНК.

Наконец, Китай, находившийся в XIX веке под протекторатом западных держав, и долг которого в то время в 4 раза превышал национальный бюджет, сегодня является лидером мировой экономики, обогнав по темпам экономического развития США.

Напрашивается вывод, что такое явление, как глобальное лидерство Запада под эгидой США, имеющее явные признаки неоколониализма, в последние годы себя крайне дискредитировало. Очевидно, что в условиях полицентричного миропорядка для решения острых международных проблем необходим будет совершенно иной подход, исключающий внешнее вмешательство, учитывающий многообразие мира и региональную специфику.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза"

Поддержка сайта Nowmedia