Русофобская политика Варшавы
Пронина Алина Вячеславовна
Студентка магистерской программы "Анализ и экспертное комментирование международных процессов" РГГУ
Опубликовано: 26.05.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

В январе 2017 года военный контингент стран НАТО прибыл на территорию Польши. Премьер-министр Польши Беата Шидло в своей торжественной речи на церемонии приветствия американских солдат отметила, что суть размещения этих сил в Польше — в укреплении коллективной обороны стран региона перед лицом российской агрессии.

 По ее словам, именно об этом Польша, Эстония и многие другие страны просили НАТО, особенно после того, как они стали свидетелями агрессивной политики России на Украине и аннексии Крыма. Министр обороны Польши Антоний Мацеревич поддержал выступление Беаты Шидло и лишь добавил, что теперь Европа «спасена».

«Болевых точек» в польско-российских отношениях много: это и русско-польские войны XVI-XVII веков, и разделы Речи Посполитой, и участие поляков в походе Наполеона на Россию, и ввод советских войск на территорию Польши в сентябре 1939-го и многое другое. Тем не менее, стремительный рост антироссийских настроений в Польше после распада СССР стал полной неожиданностью. Меньше чем за десять лет Польша превратилась в «передовой форпост НАТО на Востоке».

После распада СССР Варшава избрала для себя курс на запад. В ЕС и НАТО Польше необходимо было следовать той политике, которая проводилась в этих структурах, отсюда и нагнетание русофобских настроений. А сейчас Варшаву беспокоит возможный распад ЕС и изменения в НАТО, поэтому ей приходится думать о необходимости создания с нуля национальной системы обороны. А для того, чтобы объяснить избирателям возросшие траты на армию, необходимо наличие внешнего врага, на роль которого идеально подходит Россия. Польская армия активно отрабатывает на учениях боевые действия против «условного противника», под которым угадываются Вооруженные силы РФ.

Еще одним доказательством русофобской политики Варшавы является предложение Польши создать военный блок восточно-европейских стран от Балтийского до Черного моря, который служил бы «санитарным кордоном» на границах России. Русофобия и национализм – характерные черты польской правящей партии «Право и справедливость», которая в настоящий момент контролирует все: президентский пост, правительство и парламент. К правым партиям также можно отнести партию «Самооборона Республики Польша», которую возглавлял бывший вице-спикер Сейма и заместитель премьер-министра Анджей Леппер. Ещё одна польская прокатолическая правая партия — это «Лига польских семей», которая в 2000-е годы пользовалась значительной популярностью. Более радикальное крыло представляет небольшая ультраправая националистическая политическая партия «Национальное Возрождение Польши». Часть её активистов составили отряд погромщиков, который атаковал посольство России в ходе «Марша независимости» в ноябре 2013 года. Нападение на посольство РФ в Варшаве спровоцировало дипломатический скандал, так как мэрия Варшавы изначально отказывалась компенсировать ущерб российскому посольству.

Новости об осквернении мемориалов и могил советских воинов в Польше уже стали обыденным явлением. 12 октября 2013 года в польском городе Гданьске установили скульптуру «советского солдата-насильника». Скульптура, которая состоит из фигур мужчины и женщины, представляет собой сцену насилия. Монумент установили в Аллее Победы, которая была создана в память о погибших советских солдатах, освобождавших город от гитлеровцев. Позднее из-за большого резонанса скульптуру убрали, но информационный эффект уже был получен.

13 марта 2016 года  министр обороны Польши Антоний Мацеревич во время выступления на международной конференции «Современная политика: конфликты и терроризм» в Торуне назвал террористическим актом авиакатастрофу под Смоленском в 2010 году, в результате которой погиб президент страны Лех Качиньский. Он также отметил, что терроризм является «порождением социалистическо-советских идей».

Авиакатастрофу под Смоленском польский министр поставил в один ряд с обострением ситуации на Юго-Востоке Украины, конфликтом в Южной Осетии и Абхазии, крушением самолета «Малазийских авиалиний» и вмешательством в ситуацию в Сирии, однако напрямую не заявил, что за падение самолета ответственна Россия.

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич в другом своем выступлении высказывал мнение о Волынской трагедии. Он признал Волынскую резню геноцидом, но при этом заявил, что украинских националистов для ее организации «использовали» русские. Подобные заявления напрямую содействуют разжиганию межнациональной ненависти.

Среди польских элит всегда были сильны позиции тех, кто готов был торговать своим суверенитетом в обмен на определенные привилегии, в данном случае – в обмен на покровительство НАТО.

Польская сторона также обвиняет Россию и в том, что она пытается испортить польско-украинские отношения. Руководители Польско-российского центра диалога и согласия Эрнест Вычишкевич и Лукаш Адамский в апреле 2017 года в ходе интервью одной из польских газет прокомментировали нападение на польское консульство в украинском городе Луцке. Эрнест Вычишкевич и Лукаш Адамский утверждают, что при анализе инцидента в Луцке следует учитывать также другие происшествия, которые были призваны вбить клин между Польшей и Украиной, такие как уничтожение украинских памятников на польской территории, осквернение монументов в Гуте Пеняцкой, в поселке Подкамень, в Львове, на кладбище в Быковне. Руководители Польско-российского центра диалога и согласия также упомянули осквернение украинского памятника в Вене, где злоумышленники напомнили о Волынской резне с очень характерными, по мнению Вычишкевича и Адамского, орфографическими ошибками, каких никогда не сделал бы поляк. Из этого руководители Польско-российского центра сделали вывод, что за этими актами вандализма стоят не украинские националисты, а группа, действующая по указанию российских структур.

В геополитическом аспекте Польша является плацдармом агрессии против России. После развала социалистического блока и Варшавского договора, Польша первой стала предоставлять свои возможности для усиления военного присутствия НАТО вблизи границ России. Польша является и проводником американского влияния в Евросоюзе, она никогда не выступает против политики Вашингтона, поддерживая все агрессивные кампании США.

При оценке политики Варшавы нужно иметь в виду, что Польша — член НАТО и Евросоюза, поэтому политика Польши - это производная от общей западной политики в отношении России.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".

Поддержка сайта Nowmedia