Дайджест материалов зарубежных аналитических центров (20.03 – 27.03)
Авакумова Анастасия Дмитриевна
Студентка Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ.
Опубликовано: 30.03.2017
В рамках спецпроектов: В мире, Внешнеполитическая экспертиза

"Новое знание" совместно с ИАА «Внешнеполитическая экспертиза» представляет вашему вниманию дайджест публикаций зарубежных аналитических центров

Китай в Южно-китайском море

 

Старший научный сотрудник Института внешней политики (Foreign Policy Research Institute) Феликс К. Чанг в статье «Not Over Yet: China’s Progress in the South China Sea» рассматривает текущее геополитическое положение КНР в Южно-Китайском море. Он рассказывает о том, с какими вызовами Китаю пришлось столкнуться в этом регионе в прошлом и какие вызовы стоят перед страной сейчас. Говоря о позициях Китая в Южно-Китайском море, эксперт отмечает, что, хотя в прошлом Китай решил несколько спорных моментов в регионе в свою пользу, говорить о том, что он доминирует в регионе, пока преждевременно, поскольку еще есть много нерешенных вопросов с Японией, Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами, Австралией и Индонезией (например, архипелаг Спратли, острова Дяоюйдао). Эксперт отмечает, что даже если не брать в расчет США, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона пока не готовы смириться с китайскими амбициями в Южно-Китайском море. Сопротивление Китаю, возможно, сейчас и достигло меньшего уровня, однако Южно-Китайское море в настоящий момент гораздо более милитаризовано, чем когда-либо прежде. Все страны заявили о своих претензиях в регионе и их оборону на соответствующих островных заставах. По мнению эксперта, хотя период интенсивной конфронтации в Южно-Китайском море, возможно, прошел, это не означает, что дальнейший прогресс Китая в регионе будет простым.

 

Ядерная программа Северной Кореи

 

Джон К. Варден, политический аналитик команды стратегического анализа и оценки в международной корпорации Science Applications, в своей работе для IFRI «North Korea's Nuclear Posture: An Evolving Challenge for U.S. Deterrence» анализирует ядерную программу КНДР и ее влияние на ситуацию в регионе и мире. Рассматривая позицию Пхеньяна, эксперт рассказывает о том, какую роль северокорейская ядерная программа играет в Национальной стратегии безопасности страны, о потенциальных возможностях ядерного оружия КНДР, а также о тенденциях развития ядерной энергетики Северной Кореи. Эксперт прогнозирует потенциально возможные действия Северной Кореи, рассматривает цели правительства КНДР и возможные сценарии развития событий на Корейском полуострове, а также рассказывает о северокорейской «теории победы» и ее влиянии на ядерную стратегию страны. Что касается США, то автор изучает их цели и задачи на Корейском полуострове, а также способы их реализации.

Эксперт полагает, что Северная Корея, обладающая ядерным оружием, является источником серьезных проблем в регионе для США. Отмечается, что, хотя ядерная программа Северной Кореи уже выполняет несколько функций в своей стратегии безопасности, она, вероятно, приобретет еще большую роль в предстоящие годы. Как только КНДР развернет более продвинутое ядерное оружие и баллистические ракеты, может возникнуть соблазн преследовать «ревизионистские цели», сосредоточившись либо на воссоединении Корейского полуострова, либо на более ограниченных задачах в регионе. По мнению автора, в поддержку таких амбиций Пхеньян может разработать теорию победы, опираясь на угрозу ядерной эскалации, чтобы удерживать врагов от изменения режима и принуждать их к выполнению своих требований. По мере развития возможностей Северной Кореи Соединенным Штатам, Южной Корее и Японии необходимо будет сформулировать комплексный подход к сдерживанию Пхеньяна при условии, что страны параллельно уладят свои разногласия.

 

ЕАЭС, ЕС и «Один Пояс, Один Путь»: могут ли они работать вместе?

 

Йен Бонд, директор по внешней политике Центра европейских реформ, анализирует возможность кооперации трех самых больших интеграционных проектов в мире: Европейского союза, Евразийского экономического союза и китайского проекта «One Belt, One Road».

ЕС является крупнейшим экономическим блоком; ЕАЭС охватывает самую большую площадь; OBOR покрывает наибольшее население. Автор отмечает разные причины образования этих интеграционных объединений. Европейский союз - это институт, который использует экономическую взаимозависимость для сохранения мира в той части света, где мировые войны были нормой в истории, и для того, чтобы сделать европейцев более богатыми и свободными (хотя и с неоднозначными результатами). Что касается Евразийского экономического союза, то, по мнению автора, это попытка России собрать вокруг себя как можно больше бывших советских республик, используя экономические рычаги, а не военную силу. «Один пояс, один путь» служит для реализации многих задач Китая, включая поощрение экономического развития на западе страны и формирование связей Китая с Европой как по суше, так и по морю.

Автор статьи видит перспективы для сотрудничества трех проектов, поскольку здесь открываются большие экономические перспективы на благо населения. EAЭС и Китай договорились о сближении между OBOR и ЕАЭС; ЕС и Китай являются крупными экономическими партнерами и ищут возможности для совместной работы в странах, участвующих в OBOR.  Однако существует и недостающая связь - это взаимоотношения между EAЭС и Европейским союзом. Существуют значительные препятствия на пути их совместной работы. Между ЕС и Россией существуют напряженные отношения, в том числе по поводу Украинского кризиса и присоединения Россией Крыма. Между странами вдоль «Великого шелкового пути» от Китая до Европы существует напряженность. В настоящее время Россия развивает стратегическое партнерство с Китаем, но их интересы не идентичны, и националисты с обеих сторон иногда высказывают подозрение или враждебность по отношению друг к другу. ЕС переполнен внутренними и внешними вызовами, в числе которых сохраняющиеся проблемы еврозоны, неспособность контролировать миграцию из стран Ближнего Востока и Северной Африки; напряженность в трансатлантических отношениях в связи с приходом к власти в США Дональда Трампа. Россия экономически слаба (и будет оставаться такой до тех пор, пока цены на нефть будут относительно низкими), но компенсирует это увеличением влияния в международной политике. Китай провозгласил себя чемпионом глобализации, но «игровое поле» для иностранных компаний в Китае по-прежнему далеко от необходимого уровня. Различия в ценностях и политических системах между главными державами в регионе огромны.
Тем не менее, Европа уже не может быть уверена, что США защитят многосторонний порядок или что администрация Трампа увидит, что интересы Америки в Европе и Азии схожи с интересами ЕС и его государств-членов.

Эксперт полагает, что существуют общие экономические интересы и интересы безопасности в Европе и Евразии, которые стороны могли бы преследовать, хотя они и не могут гарантировать использование общих подходов.

По мнению автора, европейцам лучше попытаться найти общий язык с бывшими советскими государствами и Китаем, чем пассивно наблюдать за тем, как существующий порядок заменяется чем-то гораздо более враждебным к ценностям и интересам ЕС.

 

Угрозы безопасности в Восточной Азии

 

Аналитик Международной программы экономических отношений и глобальных проблем при Польском институте международных отношений Юстина Сксзусдлик рассматривает угрозы безопасности в Восточной Азии. По мнению эксперта, текущая политическая ситуация и ситуация в области безопасности в Восточной Азии повышают вероятность внутренней дестабилизации в отдельных странах, а также риск региональной милитаризации и конфликтов. Как полагает эксперт, вполне вероятно, что Китай укрепит свои позиции. В долгосрочной перспективе может произойти изменение регионального порядка, который в настоящее время базируется, главным образом, на присутствии США в качестве гаранта безопасности. В более краткосрочной перспективе развитие событий в Азии может способствовать повышению интереса США к региону.

С 2013 года, т.е. с тех пор, как Си Цзиньпин стал председателем КНР, Китай проводит более активную политику безопасности. Китайские власти реформируют НОАК и расширяют свои оперативные возможности за пределами своего ближайшего соседства. Эти действия, подтвержденные и обоснованные в новых стратегических документах, вызывают озабоченность в регионе. Растет опасность краткосрочной дестабилизации и возникновения локальных конфликтов в Восточной Азии. Другие факторы риска включают провокационный характер режима Ким Чен Ира в Северной Корее (КНДР), политическую нестабильность в Южной Корее (РК) из-за импичмента президента Парка Геун-хэ, сотрудничество между Китаем и Россией в сопротивлении присутствию США в Азии, изменение политики Филиппин, которая теперь поддерживает отношения с Китаем в ущерб отношений с Соединенными Штатами. Дополнительным источником неопределенности является форма политики США в отношении Азии. Ее союзники – Южная Корея, Япония и Тайвань – наращивают оборонную политику, вызывая отрицательную реакцию со стороны Китая.

 

 

Выборы во Франции и будущее Европы

 

Паулс Раудсепс, журналист независимого латвийского интернет-издания IR, в статье «Все дороги начинаются в Риме» рассматривает влияние выборов во Франции на будущее Европы. По словам эксперта, «будущее Европы определят события во Франции и в других странах, а не утверждение плана Юнкера». «Лидирующая сейчас по данным опросов кандидат Марин Ле Пен обещала вывести Францию из еврозоны и организовать референдум о выходе из ЕС. Правда, опросы также свидетельствуют, что в решающем раунде Ле Пен проиграет второму ведущему кандидату – социал-либералу Эммануэлю Макрону. Но, если минувший год нас чему-то научил, то это тому, что кажущееся невозможным может произойти. В том случае, если Франция, государство-основатель и краеугольный камень ЕС, будет вырвана из структур блока, то ему потребуется капитальный ремонт, и новые формы сотрудничества европейских стран невозможно прогнозировать», – пишет автор статьи. Также, по мнению эксперта, на будущее Европы существенно может повлиять политика США.

Авторы других изданий также изучают этот вопрос. Так, Пьер Аски, журналист французской Le Nouvel Observateur, в статье «Что, если судьба Европы решится 7 мая на выборах во Франции?» так же, как и предыдущий автор, рассматривает нестабильную ситуацию в Европе и влияние возможной победы Марин Ле Пен на будущее Европейского Союза. «Вполне вероятно, что если во втором туре, как утверждают все опросы, сойдутся Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен, эта тема станет одной из основных в противостоянии. А остальная Европа будет внимательно следить за развитием событий, потому что ее судьба тоже будет решаться 7 мая на французских избирательных участках, позволив, быть может, заполнить пустые страницы саммита в Риме», - пишет автор статьи.

 

В политике Восточной Азии наступает новое «Троецарствие»

 

Чжу Фэн, директор Исследовательского института международных отношений Нанкинского университета, в статье для китайской газеты Хуанцю шибао (环球网) анализирует современные отношения Китая, Японии и Южной Кореи. «В геостратегическом устройстве Восточной Азии произошли серьезные изменения, поэтому стабилизировать и улучшить отношения трех стран будет крайне сложно. Даже создавая зоны свободной торговли и соглашаясь на уступки в межгосударственном сотрудничестве, открыть новую страницу в отношениях трех стран будет крайне сложно», - пишет автор статьи.  Основной идеей и целью нового «Троецарствия», по мнению автора, должно стать совместное существование и процветание Китая, Южной Кореи и Японии, возвышение Азии, ее сплочение и объединение, создание прочного благосостояния народов этих государств. По мнению автора, ключевой сферой сотрудничества трех стран должна быть не столько экономика, сколько политика, дипломатия и безопасность. Однако это, безусловно, очень трудный исторический процесс. «Основным методом должно быть не изменение соотношения сил, а рост и созревание каждого государства, восстановление взаимопонимания и взаимного уважения», - пишет автор.

Автор считает, что, вероятнее всего, процесс улучшения отношений и решения националистических споров будет медленным и долгим, поэтому «чрезвычайно важно остановить убытки от споров и конфликтов между странами, сфокусировавшись на уже имеющихся широких и глубоких экономических связях». В частности, по мнению автора статьи, необходимо стремиться избежать продолжения противостояния и дальнейшего ухудшения отношений и предотвратить расширение разногласий в сфере безопасности до основных сфер межгосударственного сотрудничества, особенно это касается экономики и гуманитарных связей. К методам предотвращения убытков, прежде всего, относится организация двусторонних рабочих и функциональных консультаций, установление норм поведения, доверие и укрепление делового сотрудничества с целью эффективного контроля скрытых угроз конфликтных ситуаций. Общество и СМИ должны служить мостом между тремя странами и создавать нужную атмосферу урегулирования отношений.

Поддержка сайта Nowmedia