«С Дона выдачи нет»: позиция властей Турции по вопросу экстрадиции чеченских боевиков
Тадтаев Георгий Христафорович
Аспирант факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра международных организаций и проблем глобального управления. Эксперт Института Ближнего Востока.
Опубликовано: 23.12.2016

11 декабря глава республики Чечня Рамзан Кадыров через социальные сети обратился к властям Турции, выразив свои соболезнования в связи с гибелью мирных людей в результате двойного теракта, совершенного возле стамбульского стадиона Vodafone Arena.

В своем обращении Рамзан Кадыров также вновь вернулся к теме необходимости экстрадиции ряда задержанных в Турции боевиков в Россию, где ими были совершены преступления. «Я неоднократно просил руководство Турции выдать этих бандитов России, чтобы провести расследование, установить и других виновных, привлечь к ответственности. Сегодня в очередной раз обращаюсь с этой же просьбой. Я твёрдо убеждён, что с террористами следует разговаривать на жестком языке, адекватном их действиям. Для этого необходима тесная координация борьбы с международным терроризмом», — заявил глава республики. Подобные просьбы излагаются регулярно, как со стороны властей Чечни, так и по линии дипломатических ведомств. Так, в июле, глава департамента информации и печати МИД РФ заявила, что, несмотря на определенную нормализацию отношений с Турцией, Москва по-прежнему продолжит требовать выдачи лиц, причастных к совершению терактов. «Если террористы, которых мы здесь преследуем, находятся на территории Турции, как и любой другой страны, они точно так же будут нами преследоваться, и мы будем добиваться их выдачи», — заявила Захарова.

Стоит отметить, что Турция стала одной из стран, где нашли свое убежище многие боевики бывшей Ичкерии и «Имарата Кавказ». Причиной тому стали как наличие влиятельной чеченской диаспоры, способной оказать поддержку своим соотечественникам, так и достаточно лояльное отношение властей к бывшим боевикам. Определенный перелом в сложившейся ситуации ожидался этим летом, после нормализации отношений двух стран. Тогда многие эксперты полагали, что чеченские террористы станут одной из разменных карт, которыми пожертвует Анкара для улучшения отношений с Москвой. Ожидалось, что роль в этом сыграет и задержание ряда чеченских боевиков, причастных к деятельности ИГ (запрещена в РФ) в Турции. Так, по обвинению в организации взрыва в аэропорту Стамбула был задержан уроженец села Ведено Ахмед Чатаев, находящийся в розыске с 2003 года. В 2015 году он отправился в Сирию. По имеющейся информации, Чатаев причастен к вербовке людей в ряды ИГ. Однако, Москва так и не получила Чатаева: турецкие власти предпочли самостоятельное проведение расследования.

С юридической точки зрения, взаимоотношения между Стамбулом и Москвой в сфере взаимовыдачи задержанных лиц, причастных террористической деятельности, должны были регулироваться «Договором между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче», подписанным главами государств 1 декабря 2014 г. по итогам заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. Согласно условиям договора, «стороны обязуются оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве или иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами, а также выдавать друг другу лиц, находящихся на территории одной из сторон, для уголовного преследования или исполнения приговора в запрашивающей стране за преступления, влекущие выдачу». Однако, судьба у документа получилась не самая удачная. 21 октября 2015 года он был внесен президентом на ратификацию в Госдуму, однако депутаты так его и не приняли. Позднее был расторгнут и предыдущий договор о выдаче, датированный 1997 годом. Таким образом, порядок взаимовыдачи остался неурегулированным.

Нежелание Анкары идти на уступки России по «чеченскому» вопросу вполне объяснимо, если вспомнить о позиции России по курдской проблеме. С точки зрения Турции, конфликт в курдских регионах государства представляют собой зеркальное отражение чеченского вопроса. Более того, с учетом достаточно высокой доли курдов в общем населении страны, эта проблема всегда воспринималась не только как угроза целостности страны, но и как угроза для самого существования национального государства турок, созданного по заветам Ататюрка. В то же время, в России курдское движение с давних пор воспринималось как национально-освободительное, и корни этой симпатии относятся еще к советскому периоду. В новой России к курдам по-прежнему относятся с сочувствием: не стоит забывать, что Абдулла Оджалан, бессменный лидер Рабочей партии Курдистана в свое время попытался получить убежище именно в России. В 1998 году он около месяца скрывался в Москве, однако, под давлением турецкой стороны и в связи с негативным отношением к ситуации со стороны тогдашнего премьера Евгения Примакова, был вынужден покинуть страну. Долгое время Россия дистанцировалась от курдской проблемы. В отдельных источниках даже упоминается о возможном негласном соглашении, между Москвой и Анкарой, по обе стороны отказывались от поддержки сепаратистских движений: курдского в Турции и исламистско-тюркского в России. В тех условиях, в которых находилась Россия в конце девяностых, это решение было бы вполне разумно, так что нельзя отрицать реалистичность подобного предположения. Однако, РПК так и не была признана в России террористической организацией, вследствие чего представители курдского национального движения по-прежнему могли использовать Москву как «тихую гавань». 

Таким образом, ожидать в ближайшее время изменения позиции Турции по выдаче лиц, причастных к террористической деятельности, ожидать не приходится. Несмотря на всю дружественность риторики, которой Анкара пытается в последнее время нивелировать политическую напряженность между двумя странами, прийти к компромиссу по такому сложному вопросу, затрагивающему национальные интересы государства, чрезвычайно сложно. В то же время, пример Чатаева доказывает, что для Турции должно быть выгодно сотрудничество с российскими спецслужбами в сфере борьбы с терроризмом, поскольку благосклонное бездействие по отношению к укрывающимся в стране преступникам может привести к трагическим последствиям.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством "Внешнеполитическая Экспертиза".


Поддержка сайта Nowmedia